www.elalmadeltango.ru

Выход гаучо
Национального балета Аргентины "Криольо"

 

Национальный балет Аргентины КриолиоНемного найдётся на свете танцев, которые стали бы символами страны. Гопак в качестве украинского символа явно уступает салу и горилке. А уж русский народный танец и назвать-то не всякий сможет, не то что станцевать. Трепак и камаринская запечатлелись разве что в русской музыке XIX века. То ли дело танго! Покорив весь мир, оно прославило свою родину – Аргентину.

Большинство зрителей пришли на выступление Национального балета Аргентины "Криольо" в зал им. Чайковского именно из-за танго. Уж аргентинцы-то должны его танцевать по-настоящему: страстно и чувственно.

Этот танец, едва возникнув в начале 1900-х, был запрещён Ватиканом (большинство аргентинцев – ревностные католики) как аморальный и неприличный. Недаром наши бабушки томно вздыхают, вспоминая, как они танцевали его в клубах и на танцплощадках в парках в целомудренные времена.

В начале программы балет "Криольо" показал "Портовое танго". Сюжет: моряки учат друг друга танцевать, чтобы потом пойти на вечеринку к дамам полусвета. Несложные движения порой нарочито неуклюжи, а мелодия скорее сентиментальная, чем страстная, – это одно из первых танго.

После официальной религиозной "реабилитации" в 1914 году танго – детище беднейших кварталов Буэнос-Айреса – перебирается в салоны аристократии. Вот тогда-то оно становится по-настоящему темпераментным и бешено популярным. Многие композиторы пишут только танго. Так рождаются "Юмба" Освальдо Пуглесе и знаменитая "Кумпарсита". Её написал в 1917 году Херардо Родригес, не предполагая, что эта знойная мелодия станет неофициальным гимном Аргентины.

Конечно, Национальный балет включил в программу эти два шедевра. Как ни странно, зрители приняли их довольно спокойно. Может быть, потому, что мы привыкли к "бальной" версии этого танца, где движения танцоров отшлифованы до автоматизма – "излишнюю" чувственность заменила техника исполнения. Бальное танго теперь уже имеет мало общего с народным танцем жителей бедных латинских кварталов.

Зато сюиты из танцев деревенских жителей Аргентины вызвали шквал аплодисментов. Балет "Криольо" показал развитие танцевальной культуры своего народа – от предыспанского периода ("Картинки Койо") до нашего времени ("Картинки современного жителя" северных провинций). Вот "Триумф", танец победителей, его исполняют мужчины в красных рубашках и колпаках. Год рождения – 1825-й, время первых успехов аргентинцев в борьбе за независимость.

Говорят, что "Перикон" до сих пор танцуют в сёлах и городках на севере страны. Этот очень красивый танец с белыми и голубыми платками, цветами национального флага, исполняется практически на всех официальных торжествах, начиная от школьных и заканчивая правительственными.

Другой аргентинский танец – "Маламбо" – пришёл из Пампы, а у нас стал известен благодаря ансамблю Игоря Моисеева. Это тот самый "Танец гаучо", где бравые аргентинские ковбои, покорители прерий Южной Америки, демонстрируют поразительную ловкость в укрощении резвого мустанга. Танцоры виртуозно манипулируют лассо (болеадорес) и одновременно задают энергичный ритм ударами ног. Эффект потрясающий – чем не танец с саблями по-аргентински!

Особый колорит выступлению балета придало сопровождение аргентинских народных инструментов. Например, чахчас – древний магический инструмент индейцев северных областей Аргентины – сделан из копыт коз, соединённых между собой нитями. Или знаменитая сику – тростниковая флейта, которую используют даже в церковных службах в католических храмах.

С помощью Московской филармонии, Русского фольклорного центра "Масленица" и Имперского русского балета зрители смогли окунуться в яркий и страстный мир аргентинского танца. Так началось путешествие по танцевальной планете – гастроли балета "Криольо" открывают большую программу Имперского русского балета, посвящённую самым интересным страницам танцевальной культуры разных народов планеты.Немного найдётся на свете танцев, которые стали бы символами страны. Гопак в качестве украинского символа явно уступает салу и горилке. А уж русский народный танец и назвать-то не всякий сможет, не то что станцевать. Трепак и камаринская запечатлелись разве что в русской музыке XIX века. То ли дело танго! Покорив весь мир, оно прославило свою родину – Аргентину.

Большинство зрителей пришли на выступление Национального балета Аргентины "Криольо" в зал им. Чайковского именно из-за танго. Уж аргентинцы-то должны его танцевать по-настоящему: страстно и чувственно.

Этот танец, едва возникнув в начале 1900-х, был запрещён Ватиканом (большинство аргентинцев – ревностные католики) как аморальный и неприличный. Недаром наши бабушки томно вздыхают, вспоминая, как они танцевали его в клубах и на танцплощадках в парках в целомудренные времена.

В начале программы балет "Криольо" показал "Портовое танго". Сюжет: моряки учат друг друга танцевать, чтобы потом пойти на вечеринку к дамам полусвета. Несложные движения порой нарочито неуклюжи, а мелодия скорее сентиментальная, чем страстная, – это одно из первых танго.

После официальной религиозной "реабилитации" в 1914 году танго – детище беднейших кварталов Буэнос-Айреса – перебирается в салоны аристократии. Вот тогда-то оно становится по-настоящему темпераментным и бешено популярным. Многие композиторы пишут только танго. Так рождаются "Юмба" Освальдо Пуглесе и знаменитая "Кумпарсита". Её написал в 1917 году Херардо Родригес, не предполагая, что эта знойная мелодия станет неофициальным гимном Аргентины.

Конечно, Национальный балет включил в программу эти два шедевра. Как ни странно, зрители приняли их довольно спокойно. Может быть, потому, что мы привыкли к "бальной" версии этого танца, где движения танцоров отшлифованы до автоматизма – "излишнюю" чувственность заменила техника исполнения. Бальное танго теперь уже имеет мало общего с народным танцем жителей бедных латинских кварталов.

Зато сюиты из танцев деревенских жителей Аргентины вызвали шквал аплодисментов. Балет "Криольо" показал развитие танцевальной культуры своего народа – от предыспанского периода ("Картинки Койо") до нашего времени ("Картинки современного жителя" северных провинций). Вот "Триумф", танец победителей, его исполняют мужчины в красных рубашках и колпаках. Год рождения – 1825-й, время первых успехов аргентинцев в борьбе за независимость.

Говорят, что "Перикон" до сих пор танцуют в сёлах и городках на севере страны. Этот очень красивый танец с белыми и голубыми платками, цветами национального флага, исполняется практически на всех официальных торжествах, начиная от школьных и заканчивая правительственными.

Другой аргентинский танец – "Маламбо" – пришёл из Пампы, а у нас стал известен благодаря ансамблю Игоря Моисеева. Это тот самый "Танец гаучо", где бравые аргентинские ковбои, покорители прерий Южной Америки, демонстрируют поразительную ловкость в укрощении резвого мустанга. Танцоры виртуозно манипулируют лассо (болеадорес) и одновременно задают энергичный ритм ударами ног. Эффект потрясающий – чем не танец с саблями по-аргентински!

Особый колорит выступлению балета придало сопровождение аргентинских народных инструментов. Например, чахчас – древний магический инструмент индейцев северных областей Аргентины – сделан из копыт коз, соединённых между собой нитями. Или знаменитая сику – тростниковая флейта, которую используют даже в церковных службах в католических храмах.

С помощью Московской филармонии, Русского фольклорного центра "Масленица" и Имперского русского балета зрители смогли окунуться в яркий и страстный мир аргентинского танца. Так началось путешествие по танцевальной планете – гастроли балета "Криольо" открывают большую программу Имперского русского балета, посвящённую самым интересным страницам танцевальной культуры разных народов планеты.

R