Петролео, великий новатор сороковых

 

 

Карлос Альберто ЭстевасКаждый период истории танго создавал своих великих танцоров. Одни из них блистали на сцене, в то время как другие, не менее талантливые, становились знаменитыми в более сдержанной атмосфере милонги портеньо. Часто забывают, насколько значительным было влияние клубных танцоров (милонгеро) на развитие танго.

Как и первое поколение танцоров
XIX в., милонгеро 40-х отличались творческим подходом к танцу и тем удовольствием, которое они от этого получали. Они не искали славы и не продавали свой талант. Вклад таких танцоров в развитие культуры танго является несомненным доказательством народных корней этого танца. С 1935 г. по 1955 г. основным становится музыкальный стиль, который приводит на танцплощадку огромное множество любителей. Растет число салонов и клубов. Танцует весь Буэнос-Айрес. Танго уходит со сцены и возвращается на милонгу.

Мы хотим рассказать о вкладе человека, который воплощает в себе настоящего танцора из барриос: Карлоса Альберто Эстевеса, более известного под псевдонимом Петролео. Этот человек считается сейчас ведущим танцором-милонгеро Золотого Века танго и одним из величайших новаторов своего поколения. Петролео никогда не выступал на сцене, но во многом благодаря ему танго сейчас танцуют иначе, чем прежде, и много лучше.

Родившись в 1912 г. в квартале Альмагро, юный Эстевес начал танцевать примерно в 1927 г. Через год он познакомился с Эль Негро Наварро, опытным танцором 1890-х гг., который передал ему секреты простого танго. Петролео (этот псевдоним появился из-за его любви к красному вину) полон решимости стать лучшим танцором. Между прочим, он был не одинок в этом стремлении. Однако его авангардные идеи не были приняты его окружением. Кроме всего прочего, они раздражали традиционалистов, которые все еще держались за старый стиль, орилльеро или канженге. Но дерзкий смельчак Петролео не позволил враждебной среде заставить себя отступиться от своего намерения; он обогатил свою практику серией новшеств.

Стиль, используемый его современниками, был несколько устаревшим. Танцоры не следовали за музыкантами, которые стали менять ритм (с 2/4 на 4/4). Более того, поза танцоров часто казалась Петролео неэстетичной. Поэтому вместе со своим другом Сальвадором Скиана, Эль Негро Лавандина, он предпринял попытку вдохнуть новую жизнь в старые фигуры. Эти два сообщника целыми вечерами занимались в клубе «Нельсон». Они изобретали шаги и упрощали и модернизировали фигуры. Они усовершенствовали ганчо настолько, что им стали приписывать их авторство. Именно в клубах районов баррио эти два милонгеро испытывали свои последние открытия, прежде чем представить их на милонгах.

С самого начала Петролео заметил, что люди перестали танцевать в такт с новой музыкой, которая с годами изменилась и стала медленнее. С конца 20-х гг. оркестры играли на 4/4 в соответствии с музыкальными нововведениями Хулио Де Каро. Люди же продолжали танцевать на 2/4. Стремясь приспособить движение к постоянно меняющемуся музыкальному ритму, Петролео отобрал фигуры, которые позволили бы танцорам более гармонично интерпретировать музыку. Стиль, который он развивал и пропагандировал, элегантен, спокоен и всегда согласован с музыкальным темпом. Благодаря ему очертание тел выпрямляется, и мужчина более деликатно обнимает свою партнершу. Элегантность шагов по-немногу вытесняет крепкое объятие стиля канженге.

Обладая богатым воображением и чутким инстинктом, Петролео создает очень красивые фигуры. Его не соблазняют показные акробатические движения, которые так любят некоторые его современники. Его шагам, несмотря на их кажущуюся простоту, свойственны безграничные тонкости и нюансы. Именно он создал такие классические фигуры как собре пасо, хиро, арастра, болео...

Петролео исполнял созданные им фигуры с редкой энергией, достигая в хирос бесподобной виртуозности. За два года до своей смерти он признался корресподенту «Кларин» Гектору Негро: наш новый стиль с его красивым визуальным эффектом быстро оттеснил танцевальный стиль 30-х гг. Люди продолжали изобретать до 1945 г. В 1960 г. все остановилось. Рождение рок-н-рола и телевидения наряду с неблагоприятной политической обстановкой положили конец знаменитой эпохе.

Почтенный милонгеро танцевал до начала 90-х. До последнего дня он не переставал изобретать в уме фигуры, которые его усталые ноги уже не могли исполнять. Он умер в мае 1995 г., в возрасте 83 лет, оставив после себя огромное и бесценное наследие. Он до конца оставался примером истинного новаторства.

На заре нового века Петролео выступает в роли своеобразного моста, соединяющего танцоров разных поколений. В современных исполнителях танго чувствуется огромное желание вновь прикоснуться к истокам. Такие профессионалы как Хуан Карлос Копес, Милена Плебс и Мигель Анхель Зотто черпают свое вдохновение в наследии знаменитых милонгеро прошлого.

 

©  www.tangoworld.ru

вернуться

версия для печати