Новое танго Пьяццоллы

 

Астор Пьяццолла родился в семье бедного итальянца в Мар-дель-Плата (Аргентина) 11 марта 1921 года. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяццолла вспоминал: "Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей Коттон Клуба - я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Поэтому, на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки".

В 1937 году семья Пьяццоллы вернулась в Мар-дель-Плата, но Астор мечтал о столице. В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес. Юный музыкант был приглашён играть на бандонеоне в ансамбль известного мультиинструменталиста Анибала Тройло. Это давало Астору средства на аренду комнаты. В то же время он брал уроки игры на фортепиано и занимался гармонией с молодым преподавателем по имени Альберто Хинастера, который впоследствии стал известным композитором.


В 1946 году Астор собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяццоллы. "Я играл свои аранжировки и начал с трёхдольных размеров, хотя тогда были популярны четырёхдольные, и экспериментировал с диатоническими гармониями". Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу. Астор не унывал, тяжёлая жизнь в Нью-Йорке научила его быть упрямым и агрессивным до предела.

Поворот в судьбе произошёл, когда он отправился в Европу, где обучался дирижированию у Германа Шершена. В Париже судьба даровала ему встречу с известным преподавателем композиции - Нади Буланже. Она сказала: "Астор, следуй своему интуитивному чутью - твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза". В 1955 году он вернулся в Буэнос-Айрес, чтобы закончить свой первый октет, используя опыт который он получил у Хинастеры и Буланже.

Джазовые элементы дали танго Пьяццоллы новую жизнь. Его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей, а этот стиль получил название
Tango nuevo. По настоянию аргентинского гитариста Роберто Аусселя, Пьяццолла стал писать для гитары. Сегодня, его История танго для флейты и гитары, Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

Умер Астор Пьяццолла в июле 1992 года в зените славы. Несмотря на мировую известность, творчество аргентинского композитора в России было практически неизвестно до последнего времени.

 
вернуться

версия для печати