www.elalmadeltango.ru

Жизнь и танго Астора Пьяцоллы

 

ТАНГО... Танец жизни и смерти, любви и ненависти, огня и льда. Невольно вспоминаются известные довоенные танго Оскара Строка, под которые танцевали тогда еще молодые наши родители. Тем не менее о настоящем танго знают мало не только обычные слушатели, но и профессиональные музыковеды.


Танго возникло около 150 лет назад как элемент цыганского мелоса близ двух географических центров: Андалусия и Неаполь. Причем первоначально танго представляло собой просто танец без музыкального сопровождения, который исполняли только женщины. Истоки же аргентинского танго лежат в смешении традиций многочисленной неаполитанской эмиграции и истинного аргентинского мелоса - милонги. Именно этот сплав и стал наиболее ярким достижением и выражением культуры населения долины Плато, как аргентинской, так и уругвайской ее части. В Европу танго попадает вместе с аргентинской театральной труппой, приехавшей на выставку ЭКСПО в Париж в 1910 году. Здесь и начинается история развития "салонного" танго, по-своему милого, но не имеющего ничего общего с настоящей культурой танго. В самой Аргентине на долгие годы воцарятся так называемые "тангейрос" - высокопрофессиональные музыканты, исполняющие музыку для туристов.


Спустя 11 лет после появления танго в Европе, 11 марта 1921 года в семье бедных итальянских эмигрантов в Буэнос-Айресе родился крупнейший композитортанго Астор Пьяцолла.


Становление музыканта проходило в атмосфере постоянных переездов семьи из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк. Астор слушает выдающихся "тангейрос" (в частности Карлоса Гарделя) в Буэнос-Айресе, в Нью-Йорке слышит импровизации Чарли Паркера и фортепианные концерты Сергея Рахманинова в авторском исполнении.


Первьми пьесами музыканта стали композиции, написанные для кино и театральных постановок. Эта музыка стала вмиг популярной в Аргентине, удивительный талант Пьяцоллы-мелодиста будет помогать ему и дальше, когда музыканта на долгие годы отгородит от родины стена непонимания. Уже тогда Пьяцолла начинает экспериментировать с гармонией танго, пытаясь синтезировать традиции милонги и джазовые ритмы. Публика в полном недоумении: зачем преуспевающему композитору и исполнителю (Пьяцолла - выдающийся исполнитель на бандонеоне, аргентинской разновидности аккордеона) писать сложные и малопонятные пьесы. Музыканту даже начинают угрожать расправой (вам это ничего не напоминает?), и в 50-х годах Пьяцолла со своим составом "Та
ngo Nuovo" переезжает в Париж, где берет частные уроки у Нади Боланже. Творчеством Пьяцоллы начинают интересоваться выдающиеся джазовые и классические музыканты, у них он имеет безоговорочный авторитет, как, кстати, и у "тангейрос".


Однако на родине музыканта по-прежнему не принимают, с умеренным успехом идет потрясающий одноактный балет с музыкой Астора Пьяцоллы и великой Майей Плисецкой в Буэнос-Айресе, холодный прием встречает опера "Мария из Буэнос-Айреса", поставленная в 1967. Лишь пронзительная пьеса, написанная после смерти отца в 1959 году, "Аою ??? Мошпо" становится широко известной. Пьяцолла много гастролирует со своим квинтетом в 80-е годы. Уже постаревший и больной Астор появляется на джазовых фестивалях в Монтре и Лозанне с джазовыми музыкантами Джерри Маллиганом, Герри Бертоном, Элом Ди Меолой. Наверное, все-таки горько, когда за 30 лет сценической деятельности выходит лишь несколько записей музыканта, а за последние пять лет его жизни более 50 альбомов и сборников.


Вспоминает великолепный джазовый кларнетист Фил Вудс, друг Астора: "Когда я впервые встретился с Астором в 1956 году, он с жаром рассказывал мне, насколько важны и интересны были афро-кубинские и боповые композиции Диззи Гиллеспи. Джазовая революция не просто затронула аргентинскую культуру, она стала ее составной частью. И вообще, если нет ничего удивительного в том, что Мендельсон писал "Шотландскую симфонию", Чайковский - итальянское "Каприччио", Дебюсси и Равель - пьесы в испанском стиле, Майлс Девис экспериментировал с культурой фламенко, то почему бы не обогатить традиционное танго новой гармонией?".


У Астора появляются ученики: гитарист Эл Ди Меола, бандонеонисты
Ришар Гальяно, Дино Соллуци.


В 1989 году Астор Пьяцолла навсегда возвращается в Аргентину, ему сопутствует триумфальный успех. Но мастер смертельно болен. 4 июля 1992 года Пьяцолла умирает. В 90-х годах музыка Астора Пьяцоллы приобретает всемирную известность: альбомы с его музыкой записывают такие титаны современной музыки, как альтист Гидон Кремер (который позднее, в 1996 году, организует в Мюнхене и Москве фестивали музыки Пьяцоллы), гитарист Эл Ди Меола, кларнетист Фил Вудс; танго Пьяцоллы исполняют Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, его пьесы включают в свои программы поп-звезды... Но поздно, Мастера уже нет. Незадолго до смерти Астор Пьяцолла в одном из интервью обронит: "В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим - все, кроме танго, которое я понимал и умел играть".


Р.
S.
Наверное, стоит подумать и об организации фестиваля музыки Астора Пьяцоллы в Киеве, его пьесы давно исполняют такие гитаристы, как Петр Полухин и Валерий Петренко, скрипач Богодар Которович... Идея, конечно, в наше время авантюрная, однако на этот фестиваль можно было бы попробовать организовать приезд таких музыкантов, как
Ришар Гальяно и Эл Ди Меола.

Руслан Максимов

вернуться

 

R