Танго, Пьяццола, Танго...
или
Панк-данс по-аргентински

(вольная рецензия на тему, в которой автор совершенно не разбирается)

 

В эту субботу (03/11/01) ваш покорный слуга исхитрился попасть не куда-нибудь, а в Большой Зал Филармонии Имени Д.Д.Шостаковича. Привели его туда, увы, не низменные страсти к бесплатному алкоголю (которого там вовсе и не было), а чуть более высокие мотивы, о которых умолчим, дабы не задеть ничьих, в том числе и собственных, чувств. Тем более, что повод моего появления в БЗФИДДШ не играет в этом произведении никакой роли.
Начнем, пожалуй, с пред концертного ощущения. В тот замечательный вечер в БЗФИДДШ показывалась достаточно своеобразная для этого места программа: ансамбль аргентинцев, танцующих танго, и оркестр СПбГУ, который всему этому должен был аккомпанировать, исполняя произведения Пьяццоллы в аранжировке дирижера этого самого оркестра. Для тех, кто, как и я когда-то, не знает, кто такой Астор Пьяццолла, я поясню, что это известный (не всем) аргентинский композитор, который много чего натворил, причем под большую часть из этого чего можно танцевать. Сперва меня позабавил сам ансамбль, который был назван весьма незатейливо - "Танго сегодня". Для тех, чье знание испанского уступает даже моему поясню, что по-испански "сегодня" будет "hoy", что совершенно справедливо произносится как "хой". Ну как тут не вспомнить счастливого детства и радостных криков "Панки - хой! Юра - хой!", наполнявших практически каждый концерт "Сектора Газа". Позже, когда я стоял в очереди за билетами, я понял, что оркестр ничуть не уступает аргентинским панкам в оригинальности: вы когда-нибудь видели, чтобы оркестранты покупали билеты на собственный концерт? Когда стоящая передо мной девушка призналась, что играет на скрипке в этом самом оркестре, и после этого на моих глазах купила порядка пятнадцати билетов на собственное выступление, я понял, что на это зрелище посмотреть уже не просто надо, но жизненно необходимо.

С билетами, надо признать, мне откровенно повезло. Когда-нибудь, вспомнив, как назывался безумный спектакль МДТ, на котором я однажды был, я, наверное, напишу большое похвальное слово первому ряду. То, что является неудачным местом в кинотеатре, превращается в очень выгодное и, что особенно приятно сердцу прирожденного критика, нестандартное место в любом другом развлекательном месте. Излишне говорить, что места в середине первого ряда - это что-то с чем-то в гораздо большей степени.
Народу в зал набилось очень много - были заполнены все места, включая дополнительные стулья в проходах, так что в зале было буквально не продохнут от ожидания действа. Началось все, однако, достаточно своеобразно. Сперва на подмостках появился оркестр, состоящий из разнокалиберных по всем параметрам дяденек и тетенек, одетых в традиционно черные вещи. Как я незамедлительно понял, это и был оркестр СПбГУ. Кроме потрясающей разнокалиберности, оркестр удручал своими инструментами, чей внешний вид, отлично различаемый с первого ряда, повергал в уныние и прочие нехорошие эмоции. Свободным остался лишь один стул, один из двух, которые отчетливо выделялись в общей массе своей приподнятостью относительно общего уровня. На одном из этих стульев уже устроился скрипач, а на свободном лежал аккордеон (или баян? я в них "не контингент"). Так как я не являюсь знатоком классической музыки, а на концертах вообще бываю раз в столетие, то я для себя решил, что это и есть легендарная "первая скрипка".
Из отдельного выхода на сцену выпорхнуло нечто бородатое во фраке и пошагало к оркестру, не забыв по пути поклониться почтенной публике. Отдельные представители этой самой публики тут же поняли, что это и есть дирижер/аранжировщик/солист на баяне. Хотя появление бородатого и сопровождалось аплодисментами, мне показалось, что если бы из отдельного входа появился любой другой музыкант, то ему аплодировали бы ничуть не меньше. Ну не верю я, что весь БЗФИДДШ знает этого бородатого в лицо.

Само собой, если бы он сел за баян, то все было бы слишком просто. Откланявшись и поздоровавшись с оркестром, бородатый тут же скрылся с моих глаз за его (оркестра) представителями. После этого началось вообще нечто невообразимое: с места поднялся один из скрипачей (не тот, что сидел на "элитном" стуле") и, явно получив какой-то сигнал из прекрасного далека, начал дирижировать. Судя по направлению его взгляда, отмашку он получил именно от бородатого, который, как можно было предположить по звукам, устроился за роялем. Дирижировал, впрочем, заместитель достаточно недолго, так как очень скоро настала его партия, и он тоже принялся играть. Скрипач на стуле откровенно скучал.
Убедившись, что ничего интересного в оркестре в ближайшие минуты не произойдет, я устроился поудобнее и стал ждать появления танцующих пар. Через несколько минут пришло понимание того, что пар нет и что под эту музыку они уже не появятся. Как я уже упоминал, на концертах я бываю редко, но термин "разогрев", тем не менее, знаю. Я никогда не думал, что оркестр СПбГУ может работать как "разогрев", но это не единственная вещь, которую я когда-то никогда не думал, поэтому пришлось просто принять это как факт.

Не буду врать, что исполняемая музыка доставила мне небесное удовольствие - скрипки иногда завывали так, что хотелось заткнуть уши. Чтобы не терять зря время, я занялся подискиванием какого-либо еще объекта для наблюдения, кои и был мной немедленно обнаружен: через проход от меня я увидел два провода, которые приходили от оркестра и были воткнуты в какие-то разъемы в основание сцены. Некоторый опыт общения с подобными предметами позволяет мне утверждать, что это были не питающие, а передающие звук соединения. Тут же появившаяся мысль о фонограмме ужаснула даже мое цинично-бессердечное отношение к искусству - если полноценный оркестр с роялями, скрипками, гармонями и тому подобными вещами на самом деле "лабает под фанеру", то это уже даже не декаданс, а последний день Помпеи какой-то! К счастью, мои уши упорно убеждали меня в живости гремящего звука, а несколько позже я углядел, что один из проводов уходит к микрофону, закрепленному около все еще филонящего скрипача на стуле. Куда вел второй провод, я до сих пор не знаю, но подозреваю, что он тоже был невинен по своей природе. Искушение выдернуть провода из гнезд у меня было, но остатки совести и, в первую очередь, отсутствие возможности сделать это незаметно сдержали этот хулиганский порыв.
Тем временем музыкальное произведение наконец-то закончилось, и бородатый, возникший из-за спин своих товарищей, радостно раскланиваясь на овации, подошел к своему баяну и занял полностью соответствующее его положению и статусу место - второй приподнятый стул. Тут-то все и началось...

Оркестр торжественно грянул Пьяццоллу и на сцену вылетело две танцующих пары. Как я уже знал из различных медийных источников, главный хореограф этого коллектива проповедует принцип "танго как оно есть", исходя из того, что впервые танго появилось в публичных домах Аргентины в качестве одного из дополнительных раз(или за-?)влечений для клиентов. Не знаю, каким образом это должно влиять на хореографию как таковую, но влияние этого воззрения на костюмы и поведение танцующих было более чем очевидно. Я нисколько не хочу оскорбить участников аргентинского коллектива, но, если называть вещи своими именами, то партнерши выглядели как две уставших и нещадно пользованных шлюхи. Не уверен, что это было видно со всех рядов, но с первого были отчетливо видны усталые и откровенно возрастные лица, которые, к тому же, были щедро сдобрены дешевой (или успешно кажущейся таковой) косметикой. Мой покойный папа, проведший достаточно много времени в Аргентине, всегда говорил (не мне, а маме), что тамошние женщины не очень-то и красивы. Я и тогда не особо сомневался в его словах, а теперь вообще готов под ними подписаться.
К счастью, недостатки партнерш полностью и с лихвой искупали партнеры. Если раньше термин "мачо" воспринимался мной как аналог эвфемизма "ангел мой" и тому подобных, то теперь я могу честно встать на любой площади и во всеуслышании сказать, что я видел мачо. Всем известно, что возраст в некоторой степени красит мужчин, но для латиносов (я не думаю, что аргентинцы представляют из себя столь уж уникальный фенотип) это верно вдвойне. Взгляд исподлобья, походка тореадора, каменное лицо - я не собираюсь менять свою половую ориентацию, которая, политкорректно выражаясь, является традиционной, но это нисколько не мешало мне восхищаться тем, что мачо проделывали на протяжении всего действа.

Само по себе действо, если быть до конца откровенным, абсолютно не впечатлило. После первого номера все происходило по накатанной дорожке: сперва оркестр исполнял какую-нибудь вариацию, а потом отдохнувшие и переодевшиеся танцоры выходили и танцевали под фонограмму, так как совместных с оркестром номеров у них было приготовлено лишь два: первый и последний. Фактически, почтенная публика получила отдельный концерт вариаций на Пьяццоллу и отдельный концерт танго под того же Пьяццоллу, но уже в оригинале. 2 в 1 - иначе и не сказать. Так как танцевальная группа состояла из трех женщин (третья - ничуть не лучше первых двух, но еще и с претензией на индивидуальность, т.к. она является, по совместительству, руководителем и хореографом ансамбля), то основная мысль их композиций сводилась к борьбе проституток за клиентов. Не знаю, насколько это было похоже, но огромного удовольствия я не получил. По ходу всего этого выяснилась и роль скрипача на стуле - он был вовсе не первой скрипкой (которой, кстати, был тот самый временный заместитель дирижера), а солистом, причем очень хорошим. Единственной вещью, которая меня на всем этом концерте пробрала почти до слез, была его сольная партия в одном из перерывов. Я не знаю, кто именно решил закрепить около его стула микрофон, но это было напрасным трудом, так как все сольные части он предпочитал играть стоя или расхаживая где-то на середине сцены, закрыв глаза и полностью отдавшись музыке. Дирижер тоже пытался солировать, но, в отличие от своего струнного коллеги, он отчаянно переигрывал (в театральном смысле этого многозначного слова), поэтому его закрытые глаза и хождение с баяном воспринимались немного иначе: очень хотелось добавить к картине палитру "живой воды" в кармане пиджака и грязь на брюках - это бы полностью завершило успешно созданную картину падшего в трущобы музыканта.

Как я уже упоминал, единственным светлым моментом, кроме солиста, во всем этом были выходки мачо. Описывать это словами достаточно сложно, но я все-таки постараюсь... В одном из танцев на сцену был вынесен обычный белый стол. После завершения номера, которое, на самом деле, плавно перетекало в начало нового, стол, само собой, нужно было унести. Около стола стоял одинокий мачо. Решительно нахмурив брови, сохраняя каменное выражение лица и глядя прямо в глаза, плывущей походкой танцора к нему стал приближаться второй мачо. Когда первый заметил второго, то сперва он испуганно отшатнулся, но тут же оправился и, стиснув зубы и наклонив голову подошел к своей стороне стола. Таким образом только стол разделял двух мачо, каждый из которых, как казалось, старался просверлить взглядом дыру в переносице оппонента. Через секунду они сделали по шагу вперед и резко схватились за столешницу. Не отводя глаз и слегка раздувая ноздри, два мачо унесли стол со сцены. Не знаю, насколько у меня получилось передать то зрелище, свидетелем которого я являлся, но могу заверить вас, что это действительно было красиво.

Ну вот, собственно, и все, что я могу рассказать о своем походе в БЗФИДДШ. Единственное, от чего я еще, пожалуй, не удержусь, так это от советов ("Аргентина - страна мяса, а у нас - страна Советов!" (с)анекдот). Во-первых, несмотря на попытки создать впечатление единого зрелища, оно таковым не являлось, а вот конферансье очень сильно не хватало. У некоторых, конечно, были программки, но вот мы чуть в антракт домой не ушли - подумали, что все уже закончилось. Во-вторых, очень тяжело воспринимать музыку, когда она попадает только в одно ухо. Я понимаю, что часть сцены отводится под танцы и что сложно расположит оркестр равномерно, но уж очень было тоскливо, когда в одно ухо льется Пьяццолла, а в другое - многогранный топот аргентинских кобыл. В-третьих, на мой взгляд такие мероприятия в БЗФИДДШ проводить не следует. В каком-нибудь ДК или даже БКЗ это смотрелось бы как-то органичней, чем в месте, которое предназначено для классической музыки и оперы.
Вот так.

© http://wace.narod.ru/art/tango.html
 

Мнение редакции не совпадает с мнением автора.

вернуться

 

 

версия для печати