GLORIA Y RODOLFO DINZEL

Tengo una pregunta para vos (por Pepa Palazon)

 

Буэнос-Айрес, 14 июня 2014 г.

 

Пепа: Давайте начнём, начнём с Вашей биографии, а затем перейдём к более философским вопросам. Как, где, когда и почему? Глория, Вы начинали как балерина, а Вы (Родольфо) с фольклора. Как, когда и где, Глория и Родольфо Динсель, впервые открыли танго?

Глория: Мы оба или каждый в отдельности?

Пепа: Сначала каждый в отдельности, а затем оба.

Глория: Относительно меня, я знаю танго с тех пор, как себя помню, мои родители танцевали танго. Вся моя семья, с итальянской стороны, познакомилась в социальном клубе, «Sporting», который работает до сих пор. Я слышала о танго, как себя помню.

Наша бабушка нянчила нас, а мы нянчили наших кузин… И было танго. Возвращаясь в прошлое, танго было семейной вещью. Это было что-то для семьи. У нас были занятия каждое воскресенье в социальном клубе... Ну, нет, не занятия в смысле уроков. Никто не говорил о «танго-инструкторах» или о «танго-учителе». Все мои кузины знали, как танцевать танго, а я была самая младшая в клане. Я любила наблюдать, как мои родители танцуют. Они всегда стремились в объятия, моя мама закрывала свои глаза и улетала вместе с музыкой... Я любила это! Я не могла насмотреться! Так, я танцевала с раннего детства. Я всегда танцевала, не важно, какая музыка, а в нашем доме всегда было много музыки, от оперы до танго и фокстрота… Я только танцевала…

Я перестала брать уроки у родственника-учителя в 5 лет, затем стала заниматься у более опытного педагога, но танго стало регулярной вещью моей жизни... Это было частью моей жизни. Затем я стала заниматься испанским танцем, и балетом. Я была той девочкой, которая знала Gema Castillo(балерина Театро Колон), учительницу, которая сказала моей маме, что я должна танцевать в театре «Colon». Когда моя сестра получила свои танцевальные туфли, она знала, что они были не для неё (улыбается).

Один год я училась в Детской драматической школе Лабардена (Labarden), так как моя мама хотела, чтобы я изучала драматическое искусство, не знаю зачем. Может, чтобы избавиться от нас (смеётся)... Мы ходили в школу, а затем к Лабардену… Далее я занималась один год в студии Michel Borovsky. Я встретила его после того, как меня приняли в «Колон»… Мне было тогда 8, а познакомилась я с ним в 7 лет, он, кстати, не учил детей, он обучал только опытных студентов. Это был, конечно, человек в возрасте, и он был главным хореографом в театре «Колон».


Пепа:
И когда Вы впервые решили, что хотите танцевать танго?

Глория: Это было в Европе, я тогда путешествовала. Я уехала, когда мне было 19 лет. Я стала хореографом, я нашла работу в Европе  через неделю. У меня не было ничего, но я знала некоторых людей. Компании требовался  танцор, хороший танцор. Guicha сказал мне: «Нужна танцовщица в Пальма-де-Майорка». Та балерина, что должна была поехать, была хорошей танцовщицей, она тоже приехала с нами. Но взяли меня, они изменили решение, и отправили меня. Я работала  везде. У нас был тур...

И затем, когда я вернулась, мы создали танго-группу. Там был маэстро Angel Eleta, я работала с ним. Мой дебют состоялся на следующий день. Я смотрела шоу и понимала, что если у меня не будет дебюта, я не смогу ничего сделать! Но они хотели платить мне меньше, чем обещали. Так, я сказала «нет» Horacio Barba и Eleta: «Я не хочу терять деньги, если я могу делать всё то, что я здесь видела. Я буду в театре, вы можете устроить мне просмотр». Так это и случилось. Они это сделали. В конечном итоге, заплаканная и уставшая, я получила деньги, которые просила. Я научилась этому в театре «Колон». Вы должны заявить о себе! Сегодня никто не платит, ты танцуешь и отдаёшь себя бесплатно. И это серьёзно беспокоит меня. Вы должны заявлять о себе, если вы выходите на сцену и выступаете. Это позор, правда! Этого не должно происходить!

Родольфо: Она не дала мне принести барабан (показывает, как будто ударяет о него).

Глория: Почему?

Родольфо: Потому что ты выглядишь сейчас как член профсоюза (смеются).

Глория: Что? Я сказала Poliakoff, тоже самое. Он глава «уни». Мы называем «уни» сокращённо от бывшего университета танго, сейчас Centro Educativo del Tango. Мы все называем его «университет» или «уни».

Пепа: Я бы хотела отвлечься. Это забавно, что танго как танец, который начинался спонтанно (импровизационно), имеет свой собственный университет.

Глория: Вы уже спрашивали Мигеля (Angel Zotto), я называю его художником…

Родольфо:  В Испании есть университет баскской пелоты (игры в мяч). А это значительно мельче, чем танго. Всего лишь ударять мяч о стену. Почему не можем мы? Почему мы не можем иметь пространство, чтобы думать, размышлять, понимать и создавать метод, чтобы сохранить способность аргентинцев, которая начинает теряться. Но «импровизировать» ? это плохое слово в данном случае. Однако остальной мир заинтересован в импровизации. И почему не попытаться решить это концептуально, этот вопрос, взяв за основу тезис о том, что природа дала аргентинцам. Это культурный проект, который остальной мир страстно желает изучать. Это наше, то, что обогатит людей со всего мира и научит, как жить с  новым взглядом на мир. Почему у нас не должно быть места, чтобы говорить и обсуждать эти вопросы.

Пепа: Я спрашиваю, потому что обычное определение университета включает кого-либо, кто учится 5?6 лет и получает диплом, который позволяет ему работать. Это вопрос о том, как это работает? Я спрашиваю, потому что не знаю.

Глория: Вы помните, как я говорила об учительнице, которая  учила  меня танцевать в баре… у неё был бар в её гостиной. Она учила меня там, а затем я перешла к более сильному  педагогу, потом меня приняли в театр «Колон», где занимаются отличные танцоры? Это то же самое. Мы создали метод.

Пепа: Давайте поговорим об этом.

Глория: Я сказала ему (показывает на Родольфо), нам нужно придумать метод.

Родольфо: Я не понимаю, почему это беспокоит Вас, это всего лишь место… Недавно у меня прошли встречи с физиком, доктором наук (PhD) и философом, кстати, они хорошо ладят. Они как Gardel и Le Pera. Она француженка, а он бразилец. Философ из Бразилии. Француженка, бразилец и мы пытаемся понять, чему я учу, механику и постулаты, пространство и воздействие с эмоциональной стороной. А они пытаются объяснить это с точек зрения фундаментальной науки и философии.

Глория: Знаете, вы можете отдавать, отдавать, отдавать и развивать…  Но вы знаете, что развивать? Это о культуре,  если у вас есть знания, и вы достаточно умны, потому что учились и много читали. Он (показывает на Родольфо) окончил колледж Mariano Acosta, потому что хотел быть сельским учителем. Я не знаю, имеет ли это смысл. Мы пришли вместе, но мы – это шесть в одном, и полдюжины другого.

Я настаивала на создании метода, и мы сделали это. Я расскажу, как это было. Я пошла на кухню, а у него был лист бумаги и ручка... «Как же нам создать метод?», - думали мы. Есть люди, которые будут критиковать, но мне всё равно.  Я думала об 1,2,3,4 и 8 знакомое всем танцорам.  Музыка. 1,2,3,4 и 8. Танцоры думают о хореографии с 8ю счетами. «Давай возьмём, 1,2,3,4 и 8». И я увидела. «Хорошо, а что происходит на 1?». «Правильно, начало», ? сказал он (Родольфо). Это то, как мы начали. И это было хорошо, потому что стало понятно.

Когда мы начали учить, не было такой вещи как «Аргентинское танго». Не было ничего похожего. Мы работали в «Old Market» и других местах, но мы тогда не учили, поскольку мы боялись и всегда были очень застенчивы и скромны. Мы думали: «О нас плохо подумают». При этом много людей ходило в «Old Market», желая научиться танцевать танго, они приходили и спрашивали, где тут танцуют. Мы говорили: «Мы не учим». Очень застенчивые тогда были. Сейчас все совсем по-другому.  И неторопливо. Bergara Leumann говорил(телеведущий, режиссер и актер): «Эдуардо, ты делал карьеру шаг за шагом». Это тоже самое. Мы даже голодали, избегая танцевать в неправильном месте за два бакса.


Пепа:
Вы хотели заявить о себе…

Родольфо: Облагородить нашу работу.

Глория: Я научилась делать пиццу и эмпанадос,  чтобы много не тратить на еду. Но я не хотела продавать себя задёшево. Если ты отдашь себя однажды, ты будешь делать это всегда. У меня всегда было понятие о профессионалах из театра «Колон»… Я дебютировала в 8 лет в опере «Тоска» и получала плату за репетиции.  Я получала двойную плату за генеральную репетицию и за все шоу. 

Родольфо:  Я могу подтвердить, потому что, когда я репетирую, она платит мне (смеются).

Пепа: большинство людей знают, но для тех, кто не читал, расскажите что-нибудь о методе Dinzel... Как бы вы определили его, на чём он основан и что происходит потом? Вы можете резюмировать…

Родольфо: Ну, во-первых, это философия. Мы пытались найти что-либо, но не ища, а только делая.

Это началось… после большой  и тяжёлой работы, после прочтения множества доступных биографий, которые мы использовали, чтобы понять, что мы делали и как танцевали. В основном, потому что мы зарабатывали деньги на этом. Я был способен содержать семью, благодаря танго, завести детей, дать им образование и поднимать их дальше.

Глория:  И внуков. Здесь находится мой внук. Это моя дочь и внук (показывает в зал). Я люблю их.

Родольфо:  Мы могли позволить себе всё благодаря танго. А ведь тот, кто придумал танго, никогда ничего не имел. Я могу, по крайней мере, быть благодарным, имея такой инструмент, а также развивать и распространять эти знания.

Это началось как частное исследование. Мы стали сравнивать записи, не для художественного  удовольствия, а чтобы знать, что мы изучали и использовали на сцене. Я изучил частные материалы (был испуган, что не могу использовать  всё из них), и мы начали разрабатывать метод. Это мнемонический метод и это инструмент. Мы стали углублять знания в различных смежных областях, так, что смогли учить этому, как и другим предметам. Мы оставили всю историографическую часть. Есть много книг о второстепенных вещах в танго, и только несколько книг о самом важном в танго. Большинство говорят о том, что «Gardel проснулся, позавтракал, почистил зубы…». Но это лишь воспоминания и не более того.

Глория:  И носил жакет с пуговицами (смеётся).


Родольфо:
  Никто не удивляется, почему он записывал на плёнку, почему он что-то делал, а что-то не делал. Что было лейтмотивом его решений? Что он связывал с этой записью? В этих работах такой информации нет. И мы начали это выделять и изучать с различных точек зрения. Эта работа заняла много лет. Мы попытались понять все с точки зрения социального взаимодействия. Мы начали изучать социологию. Затем мы начали изучать изнутри, тот структурный хаос, то, что мы видим, когда люди танцуют. Мы начали понимать, что некоторые процессы были имплицитными (не явно выраженными) в механике танго. Мы начали  структурировать это. Затем мы начали классифицировать. Если я, например, приношу кучу камней и спрашиваю, что вы можете об этом сказать, вы начнёте классифицировать их по тому, как они выглядят, цвету и др. Так, вы начинаете классифицировать, у вас появляются  данные, и вы начинаете понимать связи. Понимать, то, что, действительно актуально сейчас: «структуру хаоса». Но это не было хаосом, мы только так назвали, потому что тогда многое не понимали. А у танго есть структура.

Глория:  Вселенная хаотична, но она имеет точный порядок. Вы понимаете?

Пепа:  Простите, что прерываю, какова эта структура?

Родольфо:  Прежде всего, это диалектическая структура, связанная  с лингвистической концепцией. Лингвистической концепцией. Мужчина и женщина. Они создают шутливую  проекцию. Шутливую, потому что она связано с игрой. Это как разговор. Когда вы увлекаетесь разговором, вы играете идеями и прочим. У вас появляются аргументы из самого факта. Так, мы постулируем идеи. Они воспринимаются, понимаются или нет. Но мы - это часть игры, пытаясь создать конечное явление. Вы иногда этого достигаете, а иногда нет.

Это мысль о разговорах, о взаимодействии. У танго силлабическая (слоговая) структура, через которую создаются слова. Создаются динамические, а не фонетические слова. Это только трансфер от фонетики к динамике. Этим и выражается импровизация, тем, что я делаю сейчас. У меня есть идея о том, что я хочу сказать сейчас. Но я не обращаюсь к мозгу, пытаясь найти слова, взамен тех, которые текут сами собой. Кто импровизирует, делает то же самое: они думают о чем-либо, возникает динамическая проекция, а иногда и тезис. Это не всегда так: «Я хочу пойти туда-то».  Вместо этого должно быть понимание времени и места. Моё возбуждение и желание обнимать эту женщину делает возможным: «Пойдём туда». С помощью взаимодействия она ответит, может быть, что она согласна или не согласна. И мы начинаем играть. Это несложно. Это структура. Это состояние разговора. Это высшее человеческое мышление, потому танцевать, это все равно, что сочинять стихи вдвоем. Это поэтическое состояние. Это не обязательство, не наследство, не майорат (право наследования старшего в роде). Это состояние равенства между мужчиной и женщиной. Как в жизни, вместе они встречают судьбу, время и пространство.

Такая вещь как танго очень важна для социума, для тех людей, которые не танцуют профессионально, но у которых есть возможность прийти и потанцевать на милонге. На самом деле это очень важное социальное событие. Так, какой-нибудь начинающий на милонге, зная три фигуры, сможет схватить (показывает на Глорию) и повести её туда, куда сможет. Но что случиться, если женщина пойдёт в другую сторону?  Он будет плохо выглядеть! Это и есть начало самонадеянности и доминирования мужчин.


Пепа:
  А как должно тогда быть?

Глория:  Мало людей могут импровизировать. Вы можете этому научиться с помощью нашего метода. (смеются)

Родольфо:  Она (показывает на Глорию) ответственна за экономику в нашем доме, видите?

Глория:  Люди, которые могут импровизировать, это редкость. Импровизация это как джаз. Fridrich Gulda, немецкий пианист, исполнял классическую музыку и выступал с большими концертами, но до безумия был влюблён в джаз. В  США он играл джаз, и импровизировал. Он был великим, любил блюз и джаз, он всегда знал, как импровизировать.  Есть великие музыканты, которые хотели бы делать то же самое, но они не умеют импровизировать. Они не могут!

Пепа:  А как  танцоры?

Глория:  Позвольте мне рассказать о танцорах. Например, Эдуардо… Ему тридцать с небольшим. Он учился у нас с детства. Он всегда умел импровизировать. Когда он танцевал со мной, то заставлял меня делать самые разные вещи. Я не могла поверить! Он невероятный!

Родольфо:  Она говорит об Эдуардо, парне с синдромом Дауна.

Глория:  Правильно! Чудесный, с открытым сердцем, он смотрит на всё иначе. Не всё должно быть квадратным и правильным. Он так наслаждался танцем, когда вел меня! Он импровизировал!

Пепа:  Метод Dinzel рекомендован как терапия при синдроме Дауна, при слепоте.

Глория:  Да, и людям с болезнью Паркинсона.

Родольфо:  Мы также помогаем людям с последней стадией рака.

Глория:  Тем, кто лежал в постели в мучительной агонии, людям, которые умирают, мы помогали подняться и танцевать танго. Мы работали в госпитале Penna в блоке паллиативной терапии. Обучая тех, кто умирает, танцевать танго. Так, чтобы они могли ходить на милонги. Умираешь по-другому, когда ты узнал свободу.

Корреспондент:  Танго – это свобода?

Родольфо:  Да, конечно.

Глория:  Это то, что мы хотим передать другим. Позвольте мне рассказать вам это. Свобода начинается с взаимного уважения, прежде всего. Но танго имеет и тёмную сторону.

Пепа:  Вы имеете в виду танец, танцоров или сцену?

Глория:  Просто танец. Пара. Не важно, одна или 20. Люди убивают друг друга внутри, они борются друг с другом. Некоторые были парой, но они расстаются и танцуют с другими  партнёрами. Мы с вами принадлежим к разным поколениям (показывает на корреспондента). К счастью, мы любим друг друга (показывает на Родольфо). По крайней мере, я люблю его безумно! (все улыбаются) Мы любим друг друга, и нам хорошо вместе.

Родольфо:  (показывает на себя) Лысый (Глория гладит его по лысине), но работяга! Когда она говорит обо мне так, её мозг расплывается (смеются).

Пепа:  Вы сказали, что танец имеет тёмную сторону.

Глория:  Да. Танго начинается с взаимного уважения. Прежде всего. Танго имеет тёмную сторону. Парни, особенно у которых не получается, у них появляется агрессия… направленная на партнерш. Я видела такое. Во время репетиции один парень бросил свою партнёршу вот с такой высоты (показывает). Я велела ему уйти. На следующий день он пришёл тихий, вот так это было. Он бросил её на пол, понимаете.

Родольфо:  Я думаю, что люди сами ответственны за тёмную стороны. За то, что она есть или нет? Танго…танго как футбол, оно не должно быть запятнано чем-либо. Оно должно быть честным. Футбол это больше, чем мяч. А танго должно быть цельным. Но встречаются люди, которые делают постыдные вещи. Позвольте я вам расскажу… В Париже я встретил парня, который написал много книг, он глава антропологической школы при ANSA в Сен-Дени


Глория: 
Затем он работал в Сорбонне.

Родольфо:  Он изучает все танцевальные процессы на популяризаторском  и профессиональном  уровне. Он наблюдает и интерпретирует различные возможности танца в культуре, и то, как культура отражается в танце. Единственный танец, которому вы можете научить, это танго, тот парень пришёл к заключению, что танго ? самая наполненная форма танца в истории человечества. Изучая танго, вы проходите все те  танцы, которые предваряли его. Они проложили дорогу к танго. Танго превратился в универсальный танец. После танго, есть различные подходы ко времени и пространству. К  проявлению индивидуальности человека. Такая комплексность и сложность танца, создаёт очень свободное пространство. До танго все пространства были закрытыми, все танцующие были рабами ритма, танцуя вы должны следовать ритму. Да, сегодня это тоже путь. Но единственный танец, который разбивает подобную зависимость - танго. Танго играет с пространством и шагом.

У нас есть своя концепция времени и пространства.  Они ортогональны (перпендикулярны). Чтобы танцевать танго, мы обнимаемся. Ортогональное может быть одновременно вертикальным и горизонтальным. В танго шесть измерений. Мы начинаем думать в шестимерном пространстве со слоговой (силлабической) структурой и вступаем в диалог со своим  партнёром. Это поразительная  сложность! Немногие танцы имеют такую сложность, это позволяет нам выражать себя максимально свободно. «Я делаю это, а не то, потому что не хочу то». Танго включает неподвижность (паузу) как элемент танца. Подобная идея не имеет ничего общего с неподвижностью, как с отсутствием движения. Танго - это песнь свободы! Рабы всегда говорят: «Да, господин». Свободный человек может ничего не говорить, если он не хочет. Мы использовали такую концепцию, как наш основной символ динамики в танго. Танго это не про то, чтобы обняться и двигаться по кругу, такой взгляд, это скорее про вальс.

У танго много точек зрения, интеллектуальная, эмоциональная, физиологическая концепции, которые отсутствуют в других танцах. Вот почему я могу объяснить танго надлежащим образом, и все смогут понять и окунуться в это. Так, будущие поколения смогут понять это. Именно поэтому мы открыли университет танго. Мы можем помочь объяснять сложность танго. У нас теперь есть место, чтобы совершать ошибки и затем исправлять их. Танго может разрушить то, что уже существует, но всегда на этом месте создаст новое танго. Это очень важное понимание о танго. Мы никогда не планируем то, что мы делаем прямо сейчас, мы импровизируем, потому что хотим создать новое танго. В других танцах, если вы делаете всё хорошо, то никаких проблем, вы можете просто хорошо двигаться, ничего не создавая.

Пепа: Когда Вы говорите о новом танго. Это текущее (современное)…

Родольфо:  Единственное текущее, что я знаю – это 220 вольт (смеются).

Глория:  Помните, когда я упоминала 1,2,3,4,5,6,7,8? Мы добавили 0. Потому что мы понимали, когда вас приглашают, и вы начинаете танцевать, вы не сразу начинаете двигаться. Вы встречаете своего партнёра, обнимаете его, вы позволяете мужчине понять… Вы даёте ему знак … объятие, контакт ладонью вашей руки… я не знаю, как это собрать воедино, какими словами рассказать, но я даю ему все знаки, чтобы он мог расслабиться и понять, что со мной все в порядке и я буду делать то, что нужно. Он может быть спокоен, что не наступит на меня. Это самая худшая вещь, которая может произойти с портеньо! Танцевать танго и наступать на партнершу (смеётся). Это ужасно! Хорошо, когда женщина не пассивна, наоборот, она должна быть активна! Я даю тебе все сигналы, которые существуют, чтобы быть в контакте с тобой! Когда я начинала танцевать танго на сцене, ведущая танцовщица ушла, и я получила её роль… (Я была очень молодая, но уже беременная). Я спросила ее: «Слушай, ты можешь объяснить мне про объятие в танго?».

Родольфо:  Когда она встретила меня, у неё больше уже не было вопросов (смеются). У неё были такие вопросы в Испании.

Глория:  Мы стали танцевать танго, создавать хореографию. Большинство танцоров, Gloria, Eduardo,  Copes... кто ещё… Mayoral и Elsa, Mayo и Maria Elena... Все танцевали одинаковые вещи. Мы же создавали хореографию… Мы всегда великолепно ладили с аудиторией, слава Богу.

Родольфо:  Но, не благодаря нам (смеются).

Глория : Я была таким перфекционистом, невыносимым перфекционистом. Как каждая девочка в «Колон». Мы хотели достичь совершенства, но оно не существует.

Родольфо:  Что ты имеешь в виду? (показывает на себя, смеются). Я знаю! (показывает на слушателя в зале).

Глория:  Мы знаем его с детства (показывает на слушателя в аудитории, смеются).

Пепа: Вы можете дать нам сейчас руководство?

Глория: Сейчас?

Пепа:  Да, исходя из опыта, после всех этих лет, после того, как Вы впервые задали тогда вопрос, что такое хорошее объятие?

Родольфо:  Если Мартин придёт сюда, что ты ему скажешь? (смеются)

Глория:  Мартину?... (смеются)

Пепа: В чём секрет хорошего объятия?

Глория:  Секрет в том, чтобы дать мужчине возможность управления и информацию о себе. Способ контакта. Так, если я обниму мужчину… хочет кто-нибудь подойти сюда (обращается к аудитории)? Начнём танцевать, после столь долгого времени! Это легко, вы приглашаете меня танцевать (показывает с мужчиной из зала). Так, мы обнимаемся…я уже создаю давление вот здесь (показывает левой рукой на спине мужчины), а здесь (правая рука) контакт с ладонью моей руки. Это объятие Dinzel. Мы можем двигаться, чтобы все увидели (спрашивает корреспондента)? Давайте повернёмся. (показывают объятие, аплодисменты).

Пепа:  Ребята, у вас есть вопросы (обращается к аудитории)?

Вопрос из зала 1: Вам задали вопрос, но вы не развили его. Как Вы понимаете идею пары? Вы дали нам только часть ответа: «что мужчина не имеет преимущества над женщиной», они пара. Не могли бы Вы развить эту тему, потому что это, действительно, интересно?

Родольфо:  Хорошо…

Глория:  Какой был вопрос?

Пепа:  Вопрос, который она задала, был об идее пары, мужчина не должен подавлять, оба равны. Она хотела, чтобы Вы развили эту мысль.

Глория:  Это скучно, это, действительно, скучно танцевать с мужчиной, который всегда делает одно и тоже, не важно, какой оркестр или музыка. Это очень скучно!

Я хотела вот что сказать. Когда мы танцуем танго с хореографией, помните, что я говорила до этого? …Это естественно импровизировать на сцене или где-либо ещё. В «Old Market» у нас было выступление только с гитаристом, мы импровизировали и сказали ему: «Играйте, что хотите, мы будем танцевать». Я помню каждое одобрительное восклицание официантов. Это то, что я хочу объяснить, прежде всего, мы начинаем танцевать и создаём хореографию.

Мы тогда путешествовали. Мы заплатили много денег за это путешествие. Я думаю, поэтому мы и поженились (смеются). Спасибо Mario Machaco, он не смог покинуть страну, потому что у него были политические проблемы. Mario и Norma  Re дали нам эту работу.

Пепа: И так Вы пришли к новой хореографии в вашем выступлении.

Глория:  Да, неожиданно, это был первый раз, когда мы танцевали вместе. Начался тур для компании. Я должна была танцевать с Копесом (Copes), он был солистом. Он пригласил меня танцевать с ним. В тот момент, Копес перестал танцевать с Марией. Он был уже со своей молодой и очаровательной женой, Мириам (Miriam). Так вот, он собирался в тур вместе с нами. Друг сказал мне, что Копес хочет танцевать со мной.

Вопрос из зала 2: Я бы хотела узнать, что Вы думаете о сценическом танго сегодня?

Глория:  Танго?

Пепа:  Да, выступление на сцене.

Родольфо:  Я объясню вам за минуту. Некоторые люди… пытающиеся развиваться, искажают танго.  Вы должны понять, развитие – это не искажение. Вы можете создать удивительные художественные танго номера, совершенные выступления, которые кричат, что это танго, но это не так. Они красивые, но это не танго. Почему?  Потому что они не связаны с сущностью танго.

Гость из зала 2:  Это то, о чём я хотела бы услышать. У аргентинского танго два столпа: сценическое танго и танго социальное. В большинстве случаев мы видим, что танго-шоу не связаны с…

Глория:  Конечно (перебивает)

Родольфо:  Позвольте, я Вам скажу ещё одну вещь. В Испании была похожая проблема, с фламенко. Им удалось разобраться. Испанский путь, это быстрая фиксация. Есть фламенко для клубов и фламенко для сцены. Все просто. Есть великие танцоры в обеих сферах. Есть отдельные счастливчики, которые могут и то и другое, например, Paco de Lucia, который скончался несколько месяцев назад. Он был звездой в обеих частях.

Сегодня вы выдаёте «танго» перед кем-либо и зарабатываете доллары. Люди начали выдергивать, что они изучили в танго, и делать, что они знают под музыку танго. Они говорят, что танцуют танго. Они «подтверждают» это, рассуждая о «танго-фьюжн». Я  иду к ним с ничего не выражающим лицом и спрашиваю: «Когда вы выступаете, это фьюжн?». «Да, конечно», ? отвечают мне. «Скажите, почему вы так делаете! Получается путаница, неразбериха. В конце концов, у вас получается не понятно что, ни танго, ни современный танец. Это не хип-хоп и не танго. Это и не кумбия и, конечно, не танго. Делайте что-то одно, но хорошо!»

Глория:  Я хочу сказать…

Родольфо:  Ты говорила весь вечер! (смеются)

Глория:  Серьёзно, когда я была молодой и ещё не встретила его (показывает на Родольфо), когда я работала в «Колон», я иногда смотрела танго-шоу по телевизору. Если были танцы, я их всегда смотрела. Я смотрела все танцы.

Я наблюдала, как двигаются мои родители, брала уроки фольклора в социальном клубе. И я ходила смотреть, как преподаватели танцуют самбу. Самба была священной. Только преподаватели танцевали её. К счастью, брат научил меня, что нужно, чтобы импровизировать самбу. Для меня было сложно импровизировать. Шаги, всё было замечательно, а потом я сделала это! Рауль учил фольклору. Он в наших сердцах, потому что Рауль умер.

И тогда я поняла, что значит импровизировать. Я тогда  еще не танцевала танго. Если кто-то звал меня танцевать танго, я не понимала это. Они заставляли делать меня вещи, которые я не понимала…

Родольфо:  Я сделал её жизнь понятной. (смеются)

Гость из зала 2: Нужна ли импровизация в сценическом танго?

Родольфо: Да, конечно, это прежде всего. Я бы хотел видеть лицо танцовщицы, нежели её нижнее бельё. Иногда вы можете видеть «Virtus»… Этот бренд не так давно существует... «Caro Cuare», я это вижу, но я не знаю, голубые или зелёные у неё глаза.

Глория:  Самое важное в танце. Танго сейчас принадлежит молодым. Не испортите его. Это всё, о чём я прошу. Вы можете танцевать и обнимать, и чувствовать друг друга, и быть неповторимыми. «Танго-шоу» было всегда. С каких пор, маэстро? (обращается к Родольфо)?

Родольфо:  Первые записи относятся к первой декаде прошлого века.

Глория:  Так, 100 лет назад

Родольфо:  XX век

Глория:  Мы ещё не родились, а танго-шоу уже было. Обнимайте друг друга и танцуйте танго. Используйте свой шанс.

Родольфо:  И мы не должны ограничивать желание развиваться, искреннее желание, которое есть у молодых.

Глория:  Да, как я говорила Ернану Ломбарди (Hernan Lombardi), министру культуры нашего муниципалитета: «Министр…»,  многие из аргентинского танго были там, он никогда не отвечал, когда мы приходили поговорить с ним. Я обратилась к нему, поскольку мы были на противоположных сторонах стола. «Министр…», – сказала я, затем повторила, пока он меня не услышал. «Если Вы хотите поговорить со мной так и обращайтесь ко мне сэр, или я не буду отвечать». «Позвольте мне объяснить», – сказала я.

Родольфо:  Ты назвала его «толстым коротышкой» (смеются)

Глория:  Нет, не так. Я сказал: «Я собираюсь сказать Вам, что происходит».  «Если, например, Вы поедете в Россию, и пригласите танцевать на один из их типичных танцев». Я не помню, сколько традиционных танцев у них. Много. И внезапно, вы чувствуете, как будто делаете основные шаги из полонеза. Что вы почувствуете? Что русские будут делать?  Я не знаю. Разве только подумают о всех поляках, которых они убили на войне (шутит)...  Вы не можете делать этого! Это абсолютное не уважение! Для одного нужно искусно делать основные шаги балета, а для другого - современного танца, если вы знаете их. Но чтобы танцевать танго, изучайте танго, двигайтесь с танго. Показывайте  вашу душу.  Душа танцора отражается в его теле. От макушки головы до кончиков пальцев ног. Мой самый длинный этот (показывает на свой палец).

Гость из зала 3: Почему сейчас так много танго, раньше было меньше? Почему? На это влияют какие-то социальные условия или политическая система?

Глория: Это связано с проникновением.

Родольфо:  Культурным проникновением… конечно (смеются). Я всегда смеюсь и говорю, что у каждого аргентинца есть страсть к рэпу, и к женщинам. Мы принимаем это культурное проникновение. Вообще-то, слово ассоциируется с мужским членом, правильно? (Глория смущённо пожимает плечами).  Но, культурное проникновение напрямую связано с социально-политическими условиями, когда осуществляются попытки, но не достигают успеха. К счастью, танго – это песня свободы. Это безошибочно передаётся через импровизацию. Танго – это состояние равенства. Танго, как третий постулат французской революции, есть братство. Здесь люди из разных регионов (показывает на зал). Человек, который задал вопрос, грек, здесь есть из США и др. Я могу представить людей различных национальностей, которые собираются и разговаривают.  И у нас люди со всего света, которые говорят о танго. Это братство и это факт. У нас есть нормы поведения на танцполе, и это поведение определяет основную идею демократии, разделение общего пространство, понимание свободы и самовыражения в итоге.

Во времена диктаторского правления  было 35000 болванов, набежавших на стадион River Plate со светящимися зажигалками, послушать 4 парней, поющих на английском… одним из певцов был Freddie Mercury, а 4 парня – группа «Queen»…. И когда Freddie Mercury умер, они сюда отправили Roger Waters с «Pink Floyd» и заставили нас думать тоже самое о культурном проникновении. Люди из правительства делают новые вещи популярными, вместо тех, что есть у нас, которые покупаются по всему миру, которые желанны и давно оценены по достоинству.

Есть момент, который я хочу пояснить. То, что я сейчас говорю, не касается танго в остальном мире. Остальной мир также хочет танго. И мы даём его охотно взамен простого обмена на евро. И это не плохо. Поскольку в течение многих веков испанцы приходили на эту землю, забирали золото и серебро, оставляя нас с цветными стекляшками. И это отлично, когда хороший парень из Буэнос-Айреса отправляется за границу, наврёт немного о танго и привезёт домой евро (смеются). Это ничего, только первоначальный взнос. Мы всё ещё ждём капитал.

Пепа:  Лучше не врать. Подобная  проблема возникает в различных социальных сферах. Кто-то возьмёт три класса и отправляется сразу в «тур». Есть люди, которые  не считают нужным учиться, и никогда не учились. Между ними и профессиональными танцорами пропасть...

Гость из зала 4:  Это потому что женщинам не позволяют… у них нет собственного пространства. Те, кто дают уроки, сами не знают, а женщина, которая приходит к ним учиться, учится только следовать и всё.

Родольфо: в 1914 г. Villoldo записал танго, которое называется «El Catorce», и он написал стихи. В этом танго Villoldo говорит: «Как хорошо себя чувствуешь, когда у тебя широкие возможности для ведения». Т.е. он принимает активное женское участие. Есть запись об этом. Позвольте мне повторить, что я сказал до этого. Но я сначала отвечу.

Во времена диктатуры в стране и недостатка демократии люди… они феминизировались при помощи  мужчин из других стран, которые говорили на английском языке и пели песни, которые мы не понимаем… Они собрали вместе 37000 человек, и это было хорошо. Это был бизнес. Но всего 200 человек, распространяли демократию и свободу, равенство и братство, что было, действительно, очень трудно.

Диктатура наложила ограничения на танго, не позволяла показывать его по телевидению. Когда оно появилось на TV, Bergara Leumann(известный аргентинский телеведущий и актер) заставили покинуть своё шоу. В свое время он получал все возможные призы на аргентинском TV. И через год после этого, ему не позволили даже выходить на улицу. Как вы видите, это политическая проблема. Но танго, как птица феникс, возрождающаяся из пепла.

Глория:  Знаете в чём проблема? Были времена, когда танго переживало трудный период, не было танцоров, молодых танцоров, как сегодня. Были люди моего возраста. Конечно, это была нагрузка на небольшую группу людей.

Фактически я была одной из самых молодых, моя сестра, напротив, была одной из старших. И на воскресных балах, организованные социальным клубом, включая карнавалы, когда играло танго, молодые люди садились. В это сложно было поверить. Но так было! Поменялась музыка, одежда, пришёл рок... Рок был очень… отвратительным. И другая музыка… твист…нет не твист…

Родольфо:  Пачанга!

Глория:  Нет, в песне были слова «My way (мой путь)»?

Из зала: Paul Anka?

Глория:  Paul Anka! Мы казались себе шикарными… Я клянусь так было! Шикарные (продвинутые) дети должны были носить мокасины. Расчёсывать волосы на бок. Мы принадлежали к разным классам. Но все танцевали танго. Моя сестра танцевала танго с мальчишкой из другой компании. Она была немного старше меня. Она выходила на люди танцевать танго и не стеснялась! Танго было для простых людей! Это то, как думали люди! Когда я вернулась из Европы, то решила изучать танго и популярную музыку, пока мы (показывает на Родольфо) не встретились на Channel, 13 у хореографа Victor Ayos.

Пепа:  Как случилось, что Вы решили научиться танго?

Глория:  Я думаю, они сожалели (смеются)

Из зала:  Но это происходит и сегодня, люди до сих пор так думают.

Глория:  Правда?

Родольфо:  Вы должны быть снисходительны.

Глория:  Они упускают шанс! Ну, нет ничего странного в народном. Нужно уважать,  принимать себя и других. Но вы должны принимать, что некоторые люди не хотят принимать вас.

Родольфо:  Смотрите, если мы живём не в такт со временем, и решили избавиться от танго. Я не знаю, смогу ли я сделать это. Вы понимаете, какое значение это имеет в западном мире. Танго порабощено и оторвано от реальности. Это правдоподобно для каждого, и не важно, с какой точки зрения это рассматривать. То к чему мы пришли – это создавать танго всё время. Как говорил Гераклит, нельзя в одну реку войти дважды. Невозможно танцевать танго одинаково, потому что вы знаете, как вы хотите танцевать, но не знаете что.

Сегодня в квантовой физике есть принцип, когда частица движется по траектории, которую вы не можете предсказать, а можете только описать. Так и в танго. Вы не можете сказать, куда оно движется, или какие пируэты танцоры собираются показать на представлении. Я могу об этих вещах сказать только, когда они их сделают. Танго – это часть реальности, здесь и сейчас, где и когда вы можете танцевать.

5000 лет культуре.  Нет другого вида человеческой деятельности, которая может идти от Гераклита к квантовой физике, как танго. С научной точки зрения. Но с более обыденной стороны, танго идёт от объединения мужчины и женщины. Это связь между мужчиной и женщиной. Это не мужчина, и не женщина, это связь, которая находится посередине. Почему ЮНЕСКО объявила танго как нематериальное культурное наследие. Почему? Потому что танго – это не о мужчине, танцующим танго, не о женщине, танцующей танго, танго идёт от связи между этим мужчиной и этой женщиной. Связь, соединение – вот танго. Вы можете найти это где угодно.

Глория:  Мужчина и женщина как пара. Каждый из нас индивидуален, но новая индивидуальность возникает из любящей пары. Это важно, когда двое становятся одним.

Родольфо:  В танго есть возможность, при которой мои действия существуют. Они возникают как бы из другого тела.  Я словно даю возможность литься действиям моего партнёра. Есть ощущение бездействия, оно редко встречается. Есть возможность быть другим. Человечество говорит на разных языках, но никто не сможет жить, как вы. С танго вы можете достичь этого, иногда быть другим (показывает на Глорию). А другой (показывает на Глорию) может быть мной, поскольку замысел завершён.

Глория:  У нас есть 5 чувств. Когда мы рождаемся, первое наше чувство – это осязание. Это тактильное ощущение мы получаем с помощью наших пальцев. Трогая наши ноги… (прикасается к Родольфо)

Родольфо:  Не трогай меня, это возбуждает (смеются). Старость – эротическое время для меня. (смеются)

Глория:  В контакте всё тело, не только наши ноги. Танго начинается для меня не с ног. Поставить ногу туда или сюда…Я думаю, что танго начинается с объятий. Чем лучше я обнимаю, тем больше я могу создавать.  Люди начинают творить, и получаются новые фигуры.

Родольфо:  Объятие. Мы можем обсудить это позже. Скажем, есть частица «а», которая опровергает, что будет после неё. (el Abrazo - объятие) Типично и нетипично. Объятия подразумевают не руки. Забавно да? После копания и исследования, я обнаружил следующий факт из средних веков. Когда две фаланги сражались, 5000 ребят против 5000 ребят на 200 метрах друг от друга, в центре они вырезали друг друга, и до того как снова двинуться на противника и громить их головы, каждый приветствовал своего товарища, обычно друга, перед приближающейся смертью. У них было оружие в одной руке, а щит в другой. Как они могли приветствовать друг друга? Сердце к сердцу, без рук. Это было объятие. Сердце к сердцу. Мы так и делаем, когда танцуем танго. Мы танцуем сердце к сердцу!

(Аплодисменты!)

 

Перевод с английского: Регина Исламова
Редактура: Виктор Стенин
Корректура: Ирина Фатеева

 

  

 « 




 

версия для печати